Все выпускиВСЕ ВЫПУСКИ№4 2014 года

РАБОЧАЯ СИЛА

ГАЗЕТА СПР - ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Дорогие друзья, коллеги!

Хотелось бы поделиться с вами мыслями по поводу некоторых законодательных но­ваций, которые могут помочь профсоюзам.

Противоречия нашей Конституции, сре­ди прочего, заключаются в том, что Россия одновременно является социальным (ст.7) и рыночным (ст.8) государством. Концеп­ция конвенционализма позволяет сосуще­ствовать этим явлениям в нашей стране, при этом гражданское общество не считает политику государства социальным, а пред­принимательское сообщество видит поли­тику властей антирыночной. Стоит при­знать, что абсолютной гармонии достичь в этом вопросе невозможно, это состояние постоянного компромисса.

Более того, в условиях современного со­стояния экономики, свидетельствующего о высокой степени ее монополизации и бюрократизации, усугубляемых коррумпи­рованностью государственного сектора и слабостью институтов, в том числе инсти­тута судебной власти, института местного самоуправления, общественных институ­тов – Россия больше воспринимается как государство с властью в виде бюрократиче­ской диктатуры. Косвенно это признаёт и Президент, именно поэтому возникла его инициатива, изложенная в указах от 7 мая 2012 года, именно поэтому возникла идея создания Общероссийского народного фронта.

Но, не всё так печально. На фоне боль­шого количества антисоциальных и анти­рыночных инициатив наши законодатели позволяют появляться весьма полезным и интересным законопроектам.

В первом чтении принят проект Феде­рального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального зако­на «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности»».

Первая итерация (от лат. iteratio – повто­рение) закона о профсоюзах, действующая и сейчас, устанавливает закрытый (исчер­пывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделе­ний и тем самым не позволяет профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою вну­треннюю (организационную) структуру. В том числе создавать профсоюзные органи­зации и структурные подразделения про­фсоюзных организаций, не упомянутые в Законе о профсоюзах. Этот факт ограничи­вал в возможностях ведения коллективных переговоров и представительства интере­сов работников множество профсоюзных организаций, не входящих в структуру Фе­дерации Независимых Профсоюзов Рос­сии (ФНПР). Стоит упомянуть, что закон в 1996 году писался экспертами ФНПР и в интересах ФНПР.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 3 Закона о профсоюзах, устанавливающих более широкий перечень структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной иерархии и одновременно исключающих толкование норм указанной статьи в качестве исчерпывающего переч­ня таких структурных единиц. С целью обеспечения соответствия между нормами статьи 3 Закона о профсоюзах в предлага­емой законопроектом редакции и Трудо­вым Кодексом предлагается расширить перечень установленных статьей 29 Ко­декса представителей работников.

Для обывателя данная новация мало о чём говорит, но люди, профессионально занимающиеся защитой прав наёмных работников, считают данную инициативу прогрессивной.

Ситуация в этом вопросе простая – чем эффективнее и принципиальнее профсоюз, тем критичнее к нему относится работодатель, тем больше препятствий чинится работодателем для такого про­фсоюза. Возникают формальные причи­ны для исключения таких профсоюзов из процесса коллективных переговоров. По инициативе Правительства законодатель становится на сторону профсоюзов, а как этим инструментом воспользуются работ­ники, зависит от них самих.

Ещё одна важная новация, принятый закон «О ратификации Конвенции о за­щите права на организацию и процедурах определения условий занятости на госу­дарственной службе (Конвенции № 151)».

Инициаторы законопроекта (Прави­тельство РФ) в пояснительной записке констатируют, что Конвенция не содер­жит правил иных, чем предусмотрено за­конодательством Российской Федерации, и ее ратификация не потребует внесения изменений в действующее законодатель­ство Российской Федерации. Это так, но как показывает практика, государствен­ные служащие оказываются наиболее уяз­вимыми от произвола начальства.

Распространена ситуация, когда в ор­ганах государственной власти или мест­ного самоуправления представитель на­нимателя (так именуется работодатель на госслужбе) отказывается от заключения коллективного договора, ссылаясь на то, что деятельность госслужащего в незна­чительной степени регулируется Трудо­вым Кодексом. И во всём, в том числе и что касается социальных гарантий, его деятельность определена Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (существует ещё и ряд региональных законов и иных норма­тивных актов). Данная Конвенция чётко определяет право профсоюзных органи­заций госслужащих на коллективные пе­реговоры в рамках регламента, который предусмотрен Трудовым Кодексом. В са­мом тексте Конвенции говорится, что она принята в связи с необходимостью нали­чия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и ор­ганизациями государственных служащих.

В обществе бытует мнение, что гос­служба является лёгким ремеслом, но на самом деле тысячи государственных и муниципальных клерков выполняют огромный объём работы по обеспечению деятельности госорганов и органов муни­ципального управления, такой же необхо­димой, как и иная работа в бизнесе, тор­говле, промышленности. И такой работе присущи всё те же проблемы трудовых отношений, как и в других организациях и на предприятиях.

Часто ротация должностных лиц, за­мещающих государственные должности, влечёт за собой «перетряску» всего аппа­рата сотрудников. Иначе говоря, кадровая политика на госслужбе (муниципальной службе) подменяется клановой кадровой системой и с такой порочной практикой профсоюзам госслужащих чрезвычайно тяжело бороться.

В качестве частной иллюстрации мож­но привести пример кадровой политики, реализуемой в Министерстве социаль­ной защиты населения Подмосковья. Новый министр, пришедшая в сентябре прошлого года из команды губернатора, решила зачистить министерство для при­ёма на работу «своих людей», используя «директорский стандартный набор» ин­струментов давления на подчинённых. В ход пошли и индивидуальные беседы с обещаниями создания невыносимых условий, и искусственные препятствия в осуществлении своих полномочий для служащих, и вольное усмотрение при распределении премиального фонда (уди­вительно, но внутреннее положение по премированию отдаёт право принятия ре­шения на усмотрение руководителя, что является коррупционной нормой – день­ги-то государственные). Так, например, десяток новых заместителей и советников министра, проработав в 2013 году пару месяцев в этом министерстве, получили поощрение по итогам работы министер­ства за весь 2013 год по 400 тысяч рублей. Из остальных двухсот госслужащих толь­ко два первых зама получили столько же, прочие – вдвое – втрое меньше. Мест­ный профсоюз ФНПР не смог защитить кадровых служащих министерства и не­которым из них пришлось обратиться за помощью в правовую инспекцию Союза профсоюзов России.

Одним словом, ратификация данной Конвенции станет существенной под­держкой для госслужащих, естественно при наличии у них профессионального честолюбия и чувства собственного до­стоинства.

С принятием данных законов наша страна станет чуть социальнее, ну а га­рантией нашего благополучия можем быть только мы сами. Как говорят наши профсоюзные коллеги: «Пока работники не организованы, они беззащитны перед капризами начальников и рынка. Если не создать сильный профсоюз сейчас, то, когда станет по-настоящему плохо, что-то менять может быть слишком поздно. Соз­давая или вступая в профсоюз сейчас, ты страхуешь себя на будущее».

Генеральный секретарь СПР

Е.А. Куликов

МЕНЮ

Презентация доклада «ФНПР: невидимый гигант»

ПетроКонгресс

Правовая инспекция труда спр добивается «торжества разума»

«Так и работаем. Так и живём...»

Председатель профсоюза судом восстановлен на работе

О переводе работника на другую работу без его согласия

Представитель СПР - в семинар во Владимире

Представитель СПР - в общественном совете при министерстве с/х РФ

Ольга Сыскова - источник повышенной справедливости

Самые редкие профессии в мире

Вы свободный человек или крепостной

Пособие по безработице в мире получают лишь 12% безработных

В первом квартале 2014 года прожиточный минимум в России вырос

Довольны ли россияне своей зарплатой

Работодателей обяжут платить взносы за мигрантов в ПФ

В госдуму внесён законопроект о защите сотрудников

Очередной удар по активистам свободных профсоюзов

Дорогие друзья, коллеги!

В минтруде прошло очередное заседание общественного совета