Все выпускиВСЕ ВЫПУСКИ№2 ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2014 года

РАБОЧАЯ СИЛА

ГАЗЕТА СПР - ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Предвыборная программа кандидата в состав общественной палаты Российской Федерации Евгения Александровича Куликова

Профсоюзы - фактор развития

Представляя интересы Общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России», воспринимаю Общественную Палату Российской Федерации как эффективный механизм, позволяющий обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан страны, государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Ценности и приоритеты, заявляемые Союзом профсоюзов России, считаю актуальными для целей развития нашей Родины и соответствующей интересам её многонационального народа.

В силу профсоюзной специфики нашего объединения, не претендую на универсальность и всеобъемлющий характер данных программных целей, но считаю, что они могут быть поддержаны миллионами сограждан, участвующих в производительном труде и являющихся патриотами России.

1. Профсоюзы в современной экономике

Сегодня в России профсоюзное движение решает несколько важнейших задач по защите прав работников. Это, прежде всего, защита трудовых прав лиц наемного труда в переговорах с работодателем, а в случае необходимости – юридическая поддержка работников в суде или при рассмотрении вопроса в государственных проверяющих органах. Не менее важна и борьба за улучшение социального положения работников, обеспечение охраны труда и производственной безопасности. Профсоюзы также выступают за развитие производственной демократии на предприятиях. В сфере трудовых отношений не редки случаи правового произвола, массового нарушения трудовых прав, диктата администрации и не преодоленной привычки к пассивности большинства наемных работников. В таких условиях требование рабочего самоуправления может показаться слишком дерзким и преждевременным. Однако, только выдвигая это принципиальное стратегическое требование, мы можем добиться радикальных перемен к лучшему, стать силой, содействующей социальному прогрессу общества.

Специфические особенности нашей страны, усложняющие работу профсоюзов, делающие её более сложной и рискованной, для нас лишь повод выдвигать более решительные требования и укреплять нашу солидарность. Ведь именно солидарность является ключом к решению социальных проблем. Два десятилетия рыночного развития России убедили нас и вместе с нами значительную часть трудящихся в том, что только за счет самоорганизации и совместных действий, только за счет формирования сильных и подлинно независимых профсоюзов можно противостоять диктату капитала.

Российское общество страдает от дефицита солидарности, от отсутствия навыков совместных действий. В этом причины слабого положения труда по отношению к капиталу, беспомощности граждан по отношению к чиновникам, отсталости социальных отношений. И мы полны решимости своими действиями изменить ситуацию, сломить пагубную привычку к пассивному терпению и бесконечному ожиданию.

Нет никаких оснований надеяться, будто, понижая заработную плату и снижая жизненный уровень трудящихся, удастся добиться подъема экономики. Напротив, именно дешевизна труда в России снижает стимулы предпринимателей к внедрению нового оборудования, улучшению организации труда, повышению качества управления, внедрению новых продуктов и поиску новых рынков. Лишь радикальное повышение заработной платы может переломить эту тенденцию, принудив капитал к поиску более эффективных управленческих и технологических решений. И лишь давление общественного сектора становится тем постоянно действующим фактором, который необратимо меняет соотношение сил между рабочими и капиталистами на рынке труда. Именно поэтому идеологи и защитники интересов капитала всячески добиваются разрушения общественного сектора и его приватизации. Именно поэтому мы выступаем, и будем выступать за его расширение и укрепление.

Наш выбор, это не подчинение, а борьба за лучшие условия труда, за больший заработок, большие возможности и свободное время. Мы хотим улучшения нашей жизни, расширения прав и свобод, а не изъятия их у нас. И мы понимаем, что без солидарности людей труда ничего нельзя достичь.

2.Мотивация инновационного поведения работников

Стоящая перед Россией стратегическая задача формирования инновационного пути развития нашей страны, необходимого человеческого потенциала и условий, обеспечивающих конкурентоспособность экономики,требует для своей реализации качественной работы по формированию иной модели поведения, мотивации людей труда,которые смогли бы решать задачи такого масштаба.

Решить проблему конкурентоспособности промышленности, экономики и страны в целом возможно в ситуации, если эта идея по своей сути «овладеет массами» и побудит их к инициативным, творческим, совместным и эффективным действиям.

Реализация этого требует качественного стратегического управления при мощном идеологическом, воспитательном обеспечении. Обеспечении, заключающемся не в обсуждении извечных ценностей, а в практической разъяснительной, побудительной, обучающей работе.

Работе, стимулирующей стремление создавать, сохранять, сообща защищать и развивать производства конкурентоспособной продукции, защищать и расширять рабочие места в условиях конкурентной борьбы.

Борьбы, при которой эффективная конкурентоспособность достигается не за счёт сокращения рабочих мест и зарплаты, а за счёт расширения производства при росте его эффективности за счёт создания и реализации продукции нового качества при использовании и/или внедрении современных технологий и оборудования.

Сделать это можно только объединившись в единую силу для конкурентной борьбы. Основой такого взаимодействия должна стать экономическая демократия.

Представляется, что профсоюзы, не менее чем государство и бизнес, должны быть заинтересованы в создании качественно новой системы образования и подготовки специалистов от высокопрофессионального рабочего до учёного, способных к конкурентной борьбе, что и определяет условие роста благосостояния работника.

Подобное возможно в России настоящего периода при условии создания системы согласования интересов, как основы консолидации усилий и возможностей для реализации потенциала каждого работника во благо всего общества.

Это – не простая, но комплексная проблема, требующая чёткого установления условий и направления формирования человеческого потенциала. Создания необходимой нравственной основы, принципов и методов восприятия новых ценностей. Контроля над всем процессом, в том числе за эффективностью последующего использования трудового потенциала. Создания нормативно-правовых основ согласования интересов, мотивирующих и побуждающих работать совместно в целях развития конкурентоспособности отечественной экономики.

Исходя из логики сказанного, существенным фактором может стать условие, когда государство (власть) и профсоюзы (трудящиеся, как носители инновационного поведения) должны будут согласовывать целеполагания общественного развития и мотивации граждан для активного участия в реализации задач, стоящих перед страной (общественный договор, как регламент экономической демократии).

Необходимо учесть, что отмеченная даже В.В.Путиным проблема слабости профсоюзов, с которыми он ведет диалог, как таковых, вызвана их неспособностью определить своё место и задать иной вектор своей деятельности в общей стратегии развития страны, отличный от советских времён или традиционных тред-юнионов индустриального общества.

Необходим вектор, направленный на целевую консолидацию профсоюзами сил и средств для борьбы за будущее страны, профессиональную работу для обучения граждан этой борьбе, защиту такой позиции.

Профсоюзы могут стать партнёром власти в вопросе планирования и сопровождения социально-экономического развития, организатором мотиваций инновационного поведения работников и, как следствие, повышения эффективности экономики. Повышение производительности труда должно адекватно отражаться на уровне благосостояния работника. Каждый профсоюз должен получить возможность принимать участие в управлении пенсионным и социальным фондами на соответствующем уровне.

Контроль за этим – первостепенная задача профсоюзов. Равно как и защита труда, экологии труда и уровня жизни. Профсоюзы должны и могут стать авангардом переформатирования деятельности объединений работников в предложенном подходе.

3. Законодательство РФ в части трудовых отношений, социального партнерства и прав профсоюзов

То, что нынешний Трудовой Кодекс не отвечает реалиям времени, признают многие. Это порождает множество трудовых конфликтов, а механизм социального партнёрства является формальностью, не отражающей интересов наёмных работников.

Процесс защиты интересов наёмных работников настолько забюрократизирован, что делает нереальным функционирование независимого профсоюза или проведение забастовки, которая не должна рассматриваться в качестве бунта, а является профсоюзным инструментом коллективной защиты трудовых прав, проявлением солидарности трудящихся. Своё недовольство Трудовым кодексом по-своему высказывает и бизнес, стремясь либерализовать отношения с работником. Нынешняя редакция Трудового Кодекса некогда рассматривалась как оптимальный компромисс позиций власти, бизнеса и ФНПР. На тот период именно это профобъединение представительствовало от имени всех работников и согласовывало проект Кодекса.

Но жизнь вносит свои коррективы, и сегодня Трудовой Кодекс нуждается в существенных изменениях.

СПР выступает за необходимость всестороннего обсуждения необходимых изменений в ТК с участием всех заинтересованных сторон, что сегодня не возможно сделать лишь в рамках работы забюрократизированной Российской трёхсторонней комиссии.

Основной целью предложений, которые вносит наше объединение, является:

• создание условий для реального социального партнерства на всех уровнях;

• создание условий реального равенства сторон социального партнерства;

• участие каждого профсоюза в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

• процедуры заключения коллективных договоров и соглашений, существенно и качественно отличающихся от положений Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ);

• создание механизма государственной гарантии по защите работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов;

• создание условий реальной ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства.

Свободные профсоюзы очень надеялись, что Борис Николаевич на нашей стороне. Но была встреча Ельцина со свободными профсоюзами, которую он сам признал очень неудачной. У него была позиция, что если какие-то шахтеры, которым он что-то пообещал, его поддерживают, то все хорошо. То, что решение каких-то вопросов необходимо отдать профсоюзам, он не понимал.

Борис Николаевич, конечно, сделал очень много для страны, но есть такая народная мудрость, что секретарь обкома не должность, а состояние души. Я не знаю, кто решил, что Ельцин был демократ. Да, у него были какие-то идеи, но методы управления остались те же самые.

4. Охрана труда – как система сохранения жизни и здоровья работника

Безопасность и охрана труда – важнейшая социальная и экономическая проблема. Ежегодно на производстве происходит более 100000 несчастных случаев, погибает более 4000 человек, более 12000 человек становятся инвалидами по трудовому увечью и профзаболеванию.

В 90-х годах прошлого столетия была создана законодательная основа решения данной проблемы: были приняты законы об охране труда, промышленной безопасности, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2001 году многие нормы федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» были включены в Трудовой кодекс Российской Федерации, что привело к последующей отмене этого закона.

Была создана система управления охраной и безопасностью труда на всех уровнях.

Всё это позволило снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость в стране.

Вместе с тем в последние годы наметилась тенденция ежегодного ухудшения условий труда (по итогам 2010 года 29 % работников трудятся во вредных условиях труда) и роста аварий с тяжёлыми последствиями. Одной из причин этого явилась введенная с 01.01.2010 отмена освобождения от обложения налогами компенсационных выплат работникам, связанным с условиями труда и факторами профессиональных рисков.

Ратификация Российской Федерацией в 2010 году Конвенции МОТ № 187 «Об основах содействия безопасности и гигиене труда» заставляет по иному рассматривать состояние охраны и безопасности труда в стране.

К сожалению, отдельные требования Конвенции у нас выполняются не в полном объёме: нет ясной и последовательной государственной политики, недостаточен объём законодательной базы, нет национальной (федеральной) программы по улучшению условий и охраны труда, недостаточно должное взаимодействие и координация в деятельности органов исполнительной власти всех уровней, контрольных органов.

Общеизвестным и неизменным был и остается постулат, что любая политика любого государства в любой сфере реализуется посредством составления пакета законодательных актов и нормативно-технических документов, а уже потом идет формирование целевой структуры органов государственного управления, создание системы подготовки специалистов и информационной базы, разработка экономических механизмов и принципов международного сотрудничества.

Наличие большого количества проблем в существующей системе нормативного обеспечения условий и охраны труда обусловлено ее недостаточной структурированностью и непрозрачностью. Назрела необходимость модернизации и формирования новой системы управления охраной труда в Российской Федерации. Возможно, необходим уход от термина «Охрана труда» и развитие термина, заложенного статьей 37 Конституции Российской Федерации - БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА.

Требуется более точная, системная политика и воля по возрождению охраны труда – как системы сохранения жизни и здоровья работника.

Эти задачи должны решаться, во-первых, путем устранения внутренних противоречий, рассогласования терминологии и т.п., поскольку существование противоречивых и неясных норм затрудняет их понимание и применение, а также дискредитирует законодательство об охране труда как отрасль. Необходимо согласование норм трудового законодательства между собой и с другими федеральными законами.

Вторым направлением является создание конкретных правовых механизмов для реализации закрепленных законодательством прав.

Третье направление – устранение пробелов, создание норм (комплексов норм), которые регулировали бы элементы и связи всей системы охраны труда, нуждающиеся в регламентации, но не урегулированные в настоящее время.

5. Возвращение работодателей в границы общественно эффективного правового пространства в области оплаты труда работников

Направления, определенные Указами Президента России В.В. Путина: Указом «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающего создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году и Указом «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающего увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза и существенное увеличение средней заработной платы работников бюджетной сферы, отвечают ожиданиям большинства граждан страны на существенное улучшение их жизненного уровня. Это свидетельствует, что руководство страны выбрало курс на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала.

Профсоюзы поддерживают такой курс, неоднократно заявляли и выступали за радикальное увеличение доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции, которое позволит разрешить многие конфликтные ситуации и, более того, будет способствовать росту покупательной способности населения и, как следствие, подъему экономики страны.

Вместе с тем, существует реальная опасность, что реализация поставленных задач может замедлиться по причинам преобладания в стране идеологии выдвигающей на первое место принцип обеспечения максимальной прибыли при минимуме затрат. В первую очередь, за счет снижения расходов на оплату труда, при игнорировании позиции профсоюзов.

Российская практика показывает, что условия независимой деятельности профсоюзов, созданных само организовавшимися работниками, практически отсутствуют, работодатели активно препятствуют созданию, независимых от их влияния, профсоюзов.

В таких условиях, надеяться на то, что решение проблемы увеличения заработной платы будет происходить в основном в результате переговорных процессов между работниками и работодателями на уровне предприятий (организаций), по крайней мере, наивно.

Многочисленные заявления собственников и некоторых чиновников о том, что опережающий рост заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда разрушают экономику предприятий, приводят к росту себестоимости и препятствует росту экономики, вводят в заблуждение общественность и руководство страны, и не имеют под собою достаточных оснований. На подавляющем большинстве предприятий страны, несмотря на постоянный рост себестоимости, наблюдается тенденция снижения в структуре производственной себестоимости доли расходов на оплату производительного труда, в отличие от оплаты труда управленческого – резервы для существенного увеличения реальной заработной платы во всех секторах экономики имеются уже сейчас. В России доля оплаты труда работников в структуре ВВП значительно ниже, чем в развитых странах.

Я поддерживаю курс руководства страны на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала, но предлагаю собственные подходы по реализации направлений, определенных Президентом России и отвечающих коренным интересам наёмных работников.

Считаю, что в настоящее время специфическая модель рыночной экономики российского образца не содержит достаточно действенных механизмов социального партнёрства. В таких обстоятельствах только участие государства в регулировании принципов оплаты труда во всех секторах экономики, на предприятиях и в организациях всех форм собственности способно поддерживать баланс интересов участников социально-трудовых отношений, т.е. обеспечивать социальный мир.

Необходима выработка эффективной стратегии повышения уровня реальной заработной платы с учетом интересов государства, наемных работников и бизнеса, а также её распределения между профессиональными группами работников на основе профессиональных стандартов, предусмотренных Указами Президента, с учетом отраслевых и региональных особенностей труда.

Моё участие в работе Общественной Палаты Российской Федерации позволит провести полноценную общественную экспертизу инициатив, заявленных в данной Программе. Позволит на основе согласованных представлений о должном запустить процесс консолидации профсоюзного сообщества, людей наёмного труда на решение вопросов по формированию справедливых трудовых отношений.

Справедливые трудовые отношения станут прологом к формированию ОБЩЕГО ДЕЛА во имя развития нашей Родины.

МЕНЮ

Расширенное заседание коллегии Минтруда

Универсальная формула успеха во всех делах

Официально

Профессии будущего

Бдительность, профессионализм и грамотные действия

Про бизнес. современная народная притча

Профсоюз негосударственной сферы безопасности расширяет границ

Негосударственная сфера безопасности поддерживает инициативу

В удовлетворении иска отказать

Обязательные требования к процедурам специальной оценки

С 2015 года россияне смогут следить за формированием пенсии

Пенсии: половина россиян сделали свой выбор

Предвыборная программа кандидата в состав общественной палаты

«Нематериальные ресурсы в повышении конкурентоспособности экономики России»

Договорились о тесном сотрудничестве

Обращение союза профсоюзов России к профсоюзам республики Крым

Дополнительное пенсионное обеспечение

Профсоюз полиции обращается за содействием

Межрегиональный профсоюз кодру - за сотрудничество

НПФ задаются вопросом: что делать с пенсиями?

Новая система профстандартов