Все выпускиВСЕ ВЫПУСКИ№5 2016 года

РАБОЧАЯ СИЛА

ГАЗЕТА СПР - ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

СОЦПАКЕТ С НАГРУЗКОЙ

Компании предпочитают поощрять работников скидками на свою продукцию.

За два года кризиса российские компании урезали компенсационные пакеты своих работников за счет расходов на обучение персонала, на предоставление служебного транспорта и оплату спортклубов. Вместе с тем, по данным рекрутеров, доля работодателей, оплачивающих проведение корпоративных мероприятий, мобильную связь и медицинскую страховку для работников почти не изменилась. При этом в условиях падения спроса все больше компаний в качестве поощрения предлагают сотрудникам ку- пить собственную продукцию со скидкой.

Несмотря на то что работодатели в кризис корректируют состав соцпакетов, самыми популярными видами преференций сотрудникам остаются корпоративные мероприятия (их прово- дят 59% компаний), оплата мобильной связи (47%) и обучение за счет компании (46%). Это следует из опроса 1 тыс. менеджеров по персоналу и представителей кадровых служб компаний, проведенного в августе этого года исследовательским центром портала Superjob. При этом по сравнению с аналогичным опро- сом, проведенным на старте нынешнего кризиса, в октябре 2014 года, доля компаний, проводящих корпоративы, снизилась всего на один процентный пункт, оплачивающих связь — на два пункта, а оплачивающих обучение — сразу на пять пунктов.

С момента опроса 2014 года число компаний, где компенсационный пакет отсутствует вовсе, практически не изменилось: два года назад таких было 9%, сейчас — 10%. При этом там, где соцпакет все же есть, компании стали чаще предлагать работникам скидки на ими же производимые товары и услуги. В 2014 году такую возможность предо- ставляли 37% работодателей, в 2016-м — уже 41%.Почти не изменилась за два года доля компаний, делающих сотрудникам подарки к праздникам (42%). Неизменным является и число компаний, оплачивающих полис добровольного медицинского страхования — 24%. При этом с 23% до 21% уменьшилось число фирм, ком- пенсирующих расходы сотрудников на питание. В соцпакет также стали реже включать предоставление служебного транспорта (19% вместо прежних 23%). Режим жесткой экономии заставил компании сократить и расходы на оплату спортклубов — если в 2014 году оплачивали занятия фитнесом 12% работодателей, то в 2016 году только 5%. Схожая ситуация и с оплатой проезда в общественном транспорте — число фирм, делающих это, сократилось вдвое — с 12% до 6%.

Выводы Superjob сопоставимы с данными нового обзора зарплат и компен- саций аутсорсинговой компании «Интеркомп», сделанного на базе данных по вознаграждению 16 тыс. сотрудников из разных регионов. В нем отмечается сокращение количества компаний, предоставляющих своим сотрудникам какие-либо бонусы. Несмотря на довольно стабильную ситуацию с компенсацией питания и транспортных расходов, услуг связи, по некоторым составляющим со- цпакета ситуация ухудшилась. Практически вдвое снизилось число компаний, предоставляющих сотрудникам материальную помощь. «Компаниям приходится жертвовать частью бенефитов из соцпакета, чтобы поддерживать стабильный уровень остальных выплат», — говорит директор по персоналу компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник.

Что касается зарплат, то, по данным обзора, они немного подросли. Например, в Москве, выросли зарплаты специалистов и ведущих специалистов на 5,5-6,5% во втором квартале 2016 года по отношению к первому. Рост зарплат остальных категорий сотрудников не покрывает рост цен на товары, а зарплаты топ-менеджеров и рабочих по сравне- нию с началом года сократились. В целом эксперты отмечают, что ситуация на рынке труда стабилизировалась — несмотря на то, то количество вакансий по разным отраслям пока еще не достигло докризисного уровня, во многих организациях подбор персонала вышел из стадии заморозки, а кандидаты постепенно переходят в стадию пассивного поиска, отмечают в «Интеркомп».

Источник: Коммерсант.ru

МЕНЮ