Все выпускиВСЕ ВЫПУСКИ№3 АВГУСТ 2013 года

РАБОЧАЯ СИЛА

ГАЗЕТА СПР - ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Наша позиция справедлива и политически обоснована

Наша позиция справедлива и политически обоснованаПостановлением вне очередного Съезда Союза профсоюзов России (СПР) в 2012 году в качестве основной задачи, наряду с требованиями о росте доходов работников, как стимула для развития отечественного производства, определено законодательное закрепление соотношения тариф/премия 80/20 в структуре заработной платы как базовое для формирования работодателем системы оплаты труда на соответствующем предприятии.

В связи с этим, Исполком СПР заявляет о том, что наше профобъединение солидарно с рядом свободных профсоюзов, которые намерены провести 31 августа 2013 года общероссийские коллективные действия с аналогичными задачами.

Очевидно, что для профсоюзов борьба за повышение заработной платы дело обычное, этакое ритуальное действие. По этому поводу профсоюзы всегда подвергались критике, как со стороны либерально ориентированных чиновников, так и со стороны работодателей. Как в России, так и в других странах. Наши оппоненты считают, что «назойливое» желание профсоюзов повышать доходы работников вступает в противоречие с логикой экономического развития, не соответствует адекватному росту производительности труда, а в российской интерпретации, представляет собой некую форму экстремизма.

Почему тема повышения зарплаты становится актуальной сегодня? Этому есть несколько причин.

Первая причина. С 2002 года, вопреки позиции свободных профсоюзов, произошла трагическая для нашей страны замена Кодекса законов о труде (КЗоТ) на действующий ныне российский Трудовой Кодекс (ТК РФ). Понятно, что декларируемая рыночная экономика не соответствовала гарантиям в сфере труда социалистического государства (тему целесообразности смены социально политического режима в стране мы не рассматриваем), поэтому в качестве некого компромисса, в том числе, в ТК была предусмотрена 134 статья, которая предусматривает норму индексации заработной платы в соответствии с инфляцией. Большая часть работодателей не воспринимают эту норму как обязательную, многие просто не знакомы с содержанием Трудового Кодекса, да и государство, являясь крупнейшим работодателем, постоянно манкирует этот вопрос.

Следовательно, наши требования законны.

Втораяпричина. В России экономическая стагнация. Некоторые эксперты утверждают, что отечественная экономика вошла в рецессию. Похоже, Правительство будет «лечить» национальную экономику девальвацией рубля. С учётом того, что сами мы производим ничтожное количество материальных товаров, импортируя их за рубежом, то рост цен товаров потребления становится очевидным. Да и существующие производства функционируют на комплектующих, произведённых в других странах. То есть, наша сегодняшняя заработная плата уже не в состоянии обеспечить уровень потребления прошлого года. Если конкретно, то мы становимся беднее. Населению России, наёмным работникам Правительство отводит роль расходного материала в процессе оздоровления экономики. Некоторые считают это неизбежным, естественным условием экономических процессов. Чтото типа «сегодня затянем пояса ради будущего благополучия».

Мы же не разделяем такую точку зрения, так как сегодняшнее состояние экономики расцениваем как результат управленческих ошибок и просчётов государственного менеджмента, такое состояние экономики является производной тотальной коррупции. При этом мы не понимаем, почему мы должны нести бремя ответственности за просчёты других.

Следовательно, наши требования справедливы.

И, наконец, третья причина. Направления, определенные Указами Президента России, предусматривают создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза и существенное увеличение средней заработной платы работников бюджетной сферы, отвечают ожиданиям большинства граждан страны на существенное улучшение их жизненного уровня. Это свидетельствует, что лидер страны выбрал курс на оценку качества экономики с позиции формирования человеческого капитала.

Соответственно, происходящее сейчас в сфере оплаты труда мы вправе расценивать как саботаж Указов Президента со стороны чиновничества и работодателей.

Следовательно, наши требования политически обоснованы.

Общероссийское объединение профсоюзов «Союз профсоюзов России», поддерживая идеи, изложенные Президентом, неоднократно заявляло и выступало за радикальное увеличение доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции, которое позволит разрешить многие конфликтные ситуации и, более того, будет способствовать росту покупательной способности населения и, как следствие, подъему экономики страны.

Поэтому наши требования направлены на оздоровление экономики России.

И крайний тезис по этому поводу.

В отличие от официальных профсоюзов, мы в своё время поддержали идею Президента по поводу внедрения производственных советов на предприятиях, что являлось продолжением нашей инициативы по развитию экономической демократии. Смысл здесь простой, если развитие России мы признаём, как наше ОБЩЕЕ ДЕЛО, то решить проблему конкурентоспособности промышленности, экономики и страны в целом возможно   в ситуации, если эта идея по своей сути овладеет массами и побудит их к инициативным, творческим, совместным и эффективным действиям.

Исходя из логики сказанного, существенным фактором для решения такой задачи может стать условие, когда государство (власть) и профсоюзы (трудящиеся, как носители инновационного поведения) должны будут согласовывать целеполагания общественного развития и мотивации граждан для активного участия в реализации задач, поставленных властью (общественный договор, как регламент экономической демократии). Такой механизм должен работать как в масштабах государства, так и в масштабах предприятия. Данный механизм и должен являться сутью функционирования производственных советов.

Но сегодня внедрение производственных советов стало такой же профанацией, как и существующее фиктивное социальное партнёрство. Работник, как и объединения работников, не стали партнёрами власти и работодателей в достижении общих целей, мы по-прежнему по разные стороны баррикад. По этому поводу уместно упомянуть слова заместителя главного редактора журнала «Человек и закон» Н.Н.Бондаренко: «…существует стереотип, согласно которому модернизация – это исключительно компетенция руководителей страны, руководителей предприятий. Позволю себе не согласиться. Как никогда, российские работники нуждаются в достойном труде, который приносит достаточный заработок и моральное удовлетворение.

Как никогда, российские работники нуждаются в справедливости, справедливой кадровой политике, упразднении кастовости и кумовства, как ржавчина разрушающие российские предприятия, разрушающие трудовые российские традиции. Как никогда, российские работники нуждаются в создании на предприятиях механизмов, которые позволят им реализовать свои таланты во благо своего предприятия, России».

Но внедрять принципы партнёрства, принципы экономической демократии может только руководитель, так как иные субъекты экономической деятельности не обладают такими полномочиями.

Пока такой воли не наблюдается ни в масштабах страны, ни в масштабах большинства предприятий.

Поэтому мы и настаиваем на повышении доходов работников!

ИСПОЛКОМ СПР

МЕНЮ